![]() |
|
Последние 10 сообщений | Регистрация | Список пользователей | Поиск |
![]() |
|
Опции темы | Оценить тему |
![]() |
#1
![]() |
|||
Вервольф
![]() ![]() Регистрация: 16.07.2005
Сообщений: 1,512
|
Этические искания в творчестве Г. Самойлова («Агата Кристи») Моральная проблематика пронизывает собой все пространство русской рок поэзии, играя в ней одну из первостепенных ролей. Ярким примером тому может служить творчество Глеба Самойлова, рок поэта группы «Агата Кристи». В поэтическом мире автора отражен трагизм человеческого существования, связанный с его принципиальной антиномичностью. Человеческое бытие разорвано на две противопоставленные сферы: истинную и неистинную, которым соответствуют противоположные нравственные ориентации. Неподлинное бытие разворачивается в мирском социальном пространстве. Мораль тут искажена и приспособлена к греховной природе социума. Подлинное бытие – пространство иного рода, нежели общественная реальность. Его главным измерителем выступает обращенность человека к абсолюту, позволяющая максимально реализовать свою духовную сущность. Одной из главных этических задач творчества Глеба Самойлова является описание механизмов омертвения человеческой души в условиях мира внешнего. Человек изначально заброшен в мир, и жизнь ставит его перед выбором, за который тот неизбежно несет ответственность. Такие качества как бездеятельность, соглашательство, непоследовательность, приводят к победе зла в его душе и к утрате способности отражать Божественное. «Выбор души всегда происходит в условиях пограничных жизненных ситуаций, таких как: любовь, смерть, война» [3, с. 53]. Именно к этим явлениям жизни апеллирует Глеб Самойлов в своем творчестве. В докладе я остановлюсь на проблеме личного этического выбора в условиях войны. В данном случае моя цель показать, как эта проблема решается в творчестве Г. Самойлова. Предметом исследования выступает песня «Молитва», из альбома «Позорная звезда». Вопрос об ответственности индивида за совершенные им убийства на войне один из наиболее болезненных для человечества. Тут мы имеем дело с конфликтом между законами войны и «христианским мировоззрением, где основой является “любовь к ближнему” а первой заповедью: “не убий”» [3, с. 756] . В песне показан весь абсурд совмещения войны и веры в Бога. Для поэта убийство в военных условиях ничем не отличается от любого иного: оно так же разрушает личность убивающего и делает невозможным приближение к своему абсолюту. Песня дает ответ на два вопроса: 1. Как человек становится убийцей, то есть, какие изменения во внутреннем мире делают его способным преступить моральный закон? 2. Что произойдет при этом с миром? Дело в том, что в творчестве Г. Самойлова человек несет тотальную ответственность за свои дела и от того, как он поступит зависит состояние мироздания. Композиционно песня состоит из двух куплетов и двух припевов. Каждый куплет заканчивается в наивысшей точке эмоционального напряжения и разрешается припевом – молитвой. Повествование ведется от лица «опытного бойца», обладающего рецептом безболезненного для совести убийства ближнего. Этот рецепт одновременно и путь омертвения, который проходит душа «новобранца» - второго персонажа песни. Обратим внимание на то, что сам по себе человек в творчестве Г. Самойлова живет по христианским этическим законам: у него есть совесть, которая «не дает» убить, у него есть разум, который «болит» и не дает забыть совершенное. Знаешь как убить врага Совсем не ерунда На то она война И опытным бойцам ужасно нелегко Им совесть не дает или трясутся руки Чтобы их обмануть «опытный боец» использует: 1. идеологию, заменяющую христианскую веру 2. алкоголь, уничтожающий личность Точка обращения новобранца в первом куплете - выпитый стакан коньяка. В символике опьянение «символ потери себя» [4, с. 254]. Обращения в прямом смысле этого слова. Совесть отброшена, руки героя больше не дрожат, они крылья, но не птицы, что важно, а самолета, то есть душа подавлена, «я» разрушено и унифицировано: человек уподобился машине. Чтобы руки не тряслись Налей-ка 200 грамм простого коньяка Тогда рука легка Как белые крыла И сердце как пилот Манит - зовет в полет Теперь существует только безликое «мы», как коллективная сверхличность, обладающая силой и могуществом: ее питает идеология, а самоутверждение происходит на войне. Это «мы», отменившее заповедь «не убий», способно остановить солнце, то есть изменить законы мироздания. Остановка солнца – эсхатологический мотив. Чтобы солнышку светить Нужно пить и пить и пить Иначе не прожить Чтоб радовался Бог И солнце не зашло в бездонный океан А лучше к нам в стакан Таким образом, отмена человеком первой заповеди Божественного закона, есть нарушение извечных принципов подлинного бытия, и в конечном итоге это приводит к разрушению мира в целом. Видимое противоречие христианского закона и законов войны, разрешается созданием нового, абсурдного по сути, способа молиться. Молитва – это уже не разговор души с Творцом, а утверждение своего человеческого могущества. Именно поэтому обращение к Богу фамильярное, с позиции силы, главным тут выступает не Тот, к кому обращаются, а тот кто обращается. Да здравствуй Бог это же я пришел И почему б нам не напиться Я нашел это же я нашел Это мой новый способ молиться Последний куплет реализует смену в сознании убивающего отношения к человеку. Убить ближнего «совесть не дает», тогда, как убить врага – святое дело. Последний куплет это и закрепление материала - новобранец уже знает «как убить врага», но велика возможность отрезвления, и чтоб этого не произошло необходимо находиться в постоянном забвении, именно поэтому вместо глагола совершенного вида «выпить» в последнем куплете используется форма несовершенного вида: «придется много пить». Так, совесть и волнение усыпляется вином, боевой дух поддерживает новая молитва. Таким образом, Глеб Самойлов открыто и наглядно демонстрирует весь абсурд возможности совмещения законов войны и христианского мировоззрения. При этом поэт не поучает. Это основной творческий принцип: слушатель должен сделать вывод самостоятельно. В своей песне поэт логично и беспристрастно проигрывает ситуацию до конца: если допустить, что убийство легитимно, то человек отменяет один из законов бытия: «не убий» - законов по которому мир живет изначально. Его отмена ведет к отмене законов мироздания, а способность человека посягнуть на эти безусловные ценности, ставит вопрос о переоценке роли Бога и его могущества. Новое время диктует новый способ молиться, где главным является человеческое самоутверждение. как вам :shok: |
|||
|
Зарегистрируйтесь, чтобы не видеть рекламу | |
Реклама на форуме
![]() |
![]() |
#2
![]() |
|||
Ураган
![]() ![]() Регистрация: 18.07.2005
Сообщений: 383
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() |
#3
![]() |
|||
Звездочет
![]() ![]() Регистрация: 06.03.2006
Сообщений: 891
|
|
|||
|
![]() |
#4
![]() |
|||
Звездочет
![]() ![]() Регистрация: 06.03.2006
Сообщений: 891
|
![]() |
|||
|
![]() |
#5
![]() |
|||
Вервольф
![]() ![]() Регистрация: 16.07.2005
Сообщений: 1,512
|
![]() |
|||
|
![]() |
#6
![]() |
|||
Звездочет
![]() ![]() Регистрация: 10.06.2005
Сообщений: 807
|
Я, конечно, понимаю, что писалось это всё не для форума, но вот всегда убивала меня такая высокопарность, безапеляционность и "лабораторность" таких вот анализов каких-либо произведений. Но в целом - молодец, не особо отвратительно получилось. |
|||
|
![]() |
#7
![]() |
|||
Ураган
![]() ![]() Регистрация: 03.03.2006
Сообщений: 354
|
![]() |
|||
|
![]() |
#8
![]() |
|||
Зеленый Глюк
![]() ![]() Регистрация: 23.12.2005
Сообщений: 66
|
Теперь идея понятна, ведь действительно речь о войне, и эмоциях с ней связанные, скажем так. Спасибо. Еще на что-то открылись галаза :shok: |
|||
|
![]() |
#9
![]() |
|||
Вервольф
![]() ![]() Регистрация: 16.07.2005
Сообщений: 1,512
|
![]() |
|||
|
![]() |
#10
![]() |
|||
Звездочет
![]() ![]() Регистрация: 23.11.2005
Сообщений: 546
|
|
|||
|
![]() |
#11
![]() |
|||
Вервольф
![]() ![]() Регистрация: 16.07.2005
Сообщений: 1,512
|
|
|||
|
![]() |
#12
![]() |
|||
Моряк
![]() ![]() Регистрация: 12.02.2006
Сообщений: 151
|
|
|||
|
![]() |
#13
![]() |
|||
Звездочет
![]() ![]() Регистрация: 30.05.2005
Сообщений: 687
|
|
|||
|
![]() |
#14
![]() |
|||
Ураган
![]() ![]() Регистрация: 20.02.2006
Сообщений: 302
|
Цитата:
|
|||
|
![]() |
#15
![]() |
|||
Моряк
![]() ![]() Регистрация: 23.06.2005
Сообщений: 184
|
|
|||
|
![]() |
#16
![]() |
|||
Пират
![]() ![]() Регистрация: 10.06.2005
Сообщений: 4,784
|
|
|||
|
![]() |
#17
![]() |
|||
Вервольф
![]() ![]() Регистрация: 16.07.2005
Сообщений: 1,512
|
|
|||
|
![]() |
#18
![]() |
|||
Пират
![]() ![]() Регистрация: 30.05.2005
Сообщений: 2,730
|
но песню я и впрямь по-другому понимаю ![]() но дело-то не в этом...а в том, что ты мало того, что попыталась понять, внинуть, поразмышлять(а это полезно само по себе, ибо не дает начаться процессу деградации) над этим текстом, так ты еще и до других попыталась донести...наверное, чтобы и они задумались...и, наверное, не только для того, чтобы они начали восхищаться Г.С. как поэтом, но чтобы хотя бы просто за-ду-ма-лись... а это немало(с) B) |
|||
|
![]() |
#19
![]() |
|||
Звездочет
![]() ![]() Регистрация: 06.01.2006
Сообщений: 820
|
|
|||
|
![]() |
#20
![]() |
|||
Зеленый Глюк
![]() ![]() Регистрация: 04.11.2005
Сообщений: 84
|
начала и .... вопчем оччччень хорошо написано ))) |
|||
|
![]() |
|
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
жуткое в Творчестве Агаты | Angi | ТВОРЧЕСТВО ГРУППЫ АГАТА КРИСТИ | 195 | 12.08.2012 15:26 |
Яркие цвета в творчестве АК. | *Красная Шапочка* | ТВОРЧЕСТВО ГРУППЫ АГАТА КРИСТИ | 32 | 30.06.2009 14:04 |
Темы в НЕнашем творчестве | ЕлЫ_ПалЫ_КискА | АРХИВ КРИТИКИ | 17 | 06.09.2005 00:13 |
жуткое в Творчестве Агаты | Angi | ОБЩИЙ ФОРУМ | 0 | 01.01.1970 03:00 |